Aqua Parus (aqua_parus) wrote,
Aqua Parus
aqua_parus

Квалифицированные мигранты

Некоторые вещи можно понять, только взглянув на них издалека. В России сейчас очень активно обсуждают "низкую квалификацию" мигрантов, приезжающих работать дворниками, уборщиками и разнорабочими. Многие говорят о том, что если бы к нам, как в Европу, ехали высококвалифицированные специалисты, которые могли бы толкать экономику вперед, а не тащить на зад, — было бы совсем другое дело…

[Продолжить чтение]
Ну что ж, Британия — отличный пример страны, куда приезжает множество продвинутых специалистов и состоятельных бизнесменов, сделавших деньги на родине. Британское миграционное законодательство всячески поощряет таких людей – как профессионалов, так и тех, кто готов просто инвестировать свои капиталы в британскую экономику. Поэтому Лондон — весьма подходящее место, чтобы посмотреть, к чему это приводит.

На прошлой неделе жизнь британской столицы оказалась фактически парализована из-за забастовки сотрудников метрополитена. В результате для многих людей дорога, которая в обычных условиях занимала 40 минут, превратилась в трехчасовую. Мэр Лондона пытался вдохновить горожан идеей пересесть на велосипеды, но такой способ передвижения мало подходит для большинства лондонцев, живущих за городом и приезжающих каждое утро на работу на поезде.

Причиной забастовки послужило решение руководства метрополитена сократить персонал, занятый продажей билетов на станциях — всего около тысячи человек. Идея простая: все равно абсолютное большинство пассажиров пополняет свои проездные карты через автоматы — так зачем сохранять дорогие рабочие места? Однако работники метрополитена с этим решением не согласились. И, думаю, мотивация бастующих была куда глубже, чем просто солидарность с теми, кто должен был попасть под увольнение.

Ни для кого не секрет, что следующим шагом на пути к повышению эффективности может стать сокращение машинистов метропоездов — уже есть линии, где люди в общем-то ни к чему, поскольку поезда могут ехать на автоматике. Наверное, это тоже сильно сократит расходы – ведь машинисты являются одними из самых высокооплачиваемых сотрудников госсектора. Их зарплата составляет порядка 45 тыс. фунтов в год, плюс премиальные — итого порядка 2,5 млн руб. в российском эквиваленте.

Далее, ради повышения эффективности всей инфраструктуры Лондона, можно и еще кое-кого сократить — например, кассиров-контролеров в супермаркетах. Зачем они, если уже есть множество магазинов, где покупатель производит расчет самостоятельно?

Под вопросом сейчас оказалось огромное количество массовых профессий, не требующих высокой квалификации, поддающихся автоматизации и роботизации. Но лондонцы задаются вопросом: а что, собственно, станет со всеми этими уволенными людьми?

Британские газеты, ясное дело, выступили против забастовщиков, назвав их тормозом прогресса и модернизации. В ход пошли аргументы, нередко используемые и в российской журналистике. СМИ вспомнили и о высокой зарплате главы профсоюза метрополитена Боба Кроу – 1 млн 250 тыс. фунтов год, и тот факт, что он только что вернулся из дорогого круиза по Латинской Америке. В общем, набор хорошо знакомый. Но интересно, что большинство лондонцев на это, как говорится, не ведутся. Все мои лондонские знакомые с сочувствием говорят о забастовщиках и выступают против закона, запрещающего забастовки сотрудников метрополитена.

"Мы как-то потеряли понимание, зачем эта эффективность и модернизация нужны, и, главное, кому они нужны, – пояснил мне один лондонский библиотекарь. — Куда денутся все обычные нормальные люди – не члены парламента, не финансисты и программисты, не художники и журналисты? Если в результате модернизации все больше людей оказываются без работы, то для кого осуществляется эта модернизация? Мы и так уже имеем ситуацию, когда обычные рядовые лондонцы вынуждены жить в пригородах, потому что лондонское жилье им не карману – иностранцы взвинтили цены так, что купить что-то в Лондоне нормальному человеку просто невозможно".

Тему с высокооплачиваемыми и высокообразованными иностранцами продолжила другая моя знакомая – учительница. По ее мнению, приезжие профессионалы просто вытесняют обычных англичан из их собственного города. Эти новые лондонцы порождают спрос на такие услуги и товары, которые большинству "нормальных британцев" абсолютно не по карману, да и просто ни к чему.

Вот ведь парадокс: если в России постоянно ведутся разговоры о том, что мы недостаточно быстро модернизируемся, плохо повышаем эффективность и принимаем низкоквалифицированных мигрантов, в Британии людей пугает ровно обратное. Модернизация и эффективность делают ненужными "обычных людей", а высококвалифицированные иностранцы превращают старый добрый Лондон в интернациональный мегаполис, в котором коренные лондонцы оказываются лишними.

Что тут скажешь? У любой палки есть два конца. И надо, видимо, не забывать эту простую истину, сетуя на российскую отсталость и заглядываясь на западную продвинутость.

Татьяна Чеснокова, Лондон


Subscribe

Buy for 20 tokens
Беда не приходит одна Если кто ещё помнит одного из самых ярких блогеров Живого Журнала Рому Петрова romapetrov, то этот пост для вас. Ромы с нами уже нет, однако в его семье продолжают происходить неприятные вещи, так год назад папа Ромы перенес инсульт и мы с вами помогли ему…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments